Майский выпуск журнала "Black Belt", 1978. О Сёриндзи Кэмпо
СМИ Статьи

Майский выпуск журнала «Black Belt», 1978. О Сёриндзи Кэмпо

 Примечание автора (Майк Лиу): данная статья впервые появилась в майском выпуске журнала «Black Belt» за 1978 год.

Недавно на показательных выступлениях по каратэ, один «чёрный пояс» высокого уровня продемонстрировал своё «искусство» публике в колледже. По команде, ассистент должен был броситься на него с прямым ударом.

«Смотрите, что я сейчас сделаю», сказал инструктор с усмешкой. Увернувшись, он произвёл отвлекающий обманный удар в глаза, затем бросил помощника на пол и с энтузиазмом влепил ему добивающий удар прямо в солнечное сплетение.

«Мы здесь особо не церемонимся», заявил он после показа. Несколько посетителей сразу покинули мероприятие. Демонстрация показалась многим типичной для жёсткой уличной драки, в отличии от большинства американских боевых искусств. Наверное, американцы ждут от практики больше самозащиты или спорта, и, возможно, дух «Будо» уже давно не актуален, в связи с этим. Значительные колебания посещений различных «Додзё» по всей стране, говорит о том, что чего-то не хватает. И если этот упущенный элемент – философия, то Сёриндзи Кэмпо может стать популярным.

Сёриндзи Кэмпо? Возможно, вы слышали о нём, как о легендарном боевом искусстве или читали из публикаций о каратэ и дзюдо, что это древний китайский монашеский стиль. Вот, пожалуй, и всё. Однако Сёриндзи Кэмпо живёт и развивается. Тысячи японцев практикуют Сёриндзи Кэмпо более, чем в 800-х «Додзё» по всей стране. Клубы и группы есть почти во всех японских университетах и средних школах. В Европе также стремительно и успешно развивается Сёриндзи Кэмпо, в связи с чем возникает вопрос – когда оно придёт в Соединённые Штаты?

В настоящее время лишь единицы квалифицированных инструкторов преподают Сёриндзи Кэмпо в Америке. Кен Охаси, обладатель чёрного пояса, один из них. Он описывает свои взаимоотношения с сообществом «Сёриндзи», как «очень тесные». Он регулярно посещает Штаб-квартиру Организации, которая находится в городе Тадоцу, Японии, где пока не уверены, как будет распространяться Сёриндзи Кэмпо в Америке.

«Мы полностью подчиняемся указаниям Штаб-квартиры по поводу осуществления практики здесь, в штатах», говорит Охаси сэнсэй. «Политика продвижения «Сёриндзи» в Японии очень сильная и активная, однако руководство пока не знает, как быть с этим здесь. К сожалению, существуют очевидные барьеры во взаимоотношениях и культуре».

Какие барьеры? Каратэ, дзюдо и ещё несколько традиционных стилей пришедших в штаты, здесь хорошо прижились. Однако разница между ними и Сёриндзи Кэмпо — в философии. «Сёриндзи» не может быть просто адаптировано в Америке без его философии. Америка – это нация фаст-фуда и зрелищности, а у американцев часто отсутствует чувство терпения, зато есть желания, чтобы их развлекали. Готовы ли мы к серьёзнейшему философскому боевому искусству? Монахи Храма из Штаб-квартиры тоже задаются этим вопросом.

Да, именно монахи. Философия настолько глубоко вжилась в Сёриндзи Кэмпо, что правительство Японии зарегистрировало «Сёриндзи» как религиозное течение. Со Досин – Основатель Сёриндзи Кэмпо, назвал эту философию «Конго Дзэн».

«Конго Дзэн – это философия, которая рассчитана  на глубокую внутреннюю практику и одновременно, как следствие, практику благотворного влияния на внешний мир и людей», писал Со Досин. «Эта практика сочетает в себе мягкость с твёрдостью и любовь и сострадание с силой».

Сёриндзи Кэмпо также представляет собой физические составляющие, т.е. активные аспекты Конго Дзэн. Для Со Досина Сёриндзи Кэмпо это не просто искусство боя голыми руками, а целый жизненный Путь. Сэнсэй Охаси описывает Конго Дзэн, как «оживление фундаментальных и оригинальных идей Буддизма, которые рациональны и не имеют ничего общего с мистицизмом и загробной жизнью».

Последователи Конго Дзэн верят в то, что в постоянно меняющейся вселенной, ответственность за будущее человека лежит на нём самом. Необходимо быть достаточно мудрым для того, чтобы видеть правильный путь и достаточно сильным, чтобы идти по нему. Подобный взгляд на жизнь уходит корнями в заповеди Буддизма.

Со Досин утверждает, что философия и техника Сёриндзи Кэмпо берёт свои истоки в Индии, 5000 лет назад, которые в свою очередь затем пришли в Китай и дали жизнь известному Храму «Шаолинь Сы». «Сёриндзи» в переводе с японского означает «Храм Шаолинь». Для монахов практика Сёриндзи Кэмпо это  также и форма медитации, и рассматривается, в первую очередь, как духовная работа, а во вторую, — как система самозащиты.

По этой причине философия и медитация остаются основополагающими в современном Сёриндзи Кэмпо. Без соблюдения принципов Конго Дзэн это будет лишь пустым набором движений. Техника и методы преподавания лишь подчёркивают философию и духовную составляющую системы.

«Все техники разработаны таким образом, что они не могут быть использованы, как акт агрессии», говорит Сэнсэй Охаси. «Они направлены на уход от атаки и последующий контроль над противником». Техники удержания и сдерживания преобладают над техниками, приводящими к убийству человека.

Как и в Айкидо, с помощью рычагов и воздействий на кисть, посредством техники Сёриндзи Кэмпо можно причинить достаточную боль противнику не нанося ему серьёзных увечий.

«Мы никогда не говорим о смертельных техниках», говорит Охаси Сэнсэй. «Убийство – радикально противоположно нашей философии. Иногда необходимо взять кого-то под контроль, но это не должно заходить дальше. Сёриндзи Кэмпо – это сообщество. Ты не можешь иметь взаимоотношения с тем, кто мёртв».

Методы обучения в Сёриндзи Кэмпо наглядно показывают это занимающимся. Основными практиками являются «эмбу» и работа в паре. Как говорил Со Досин: «Тренировка с партнёром вдохновляет нас на уважение и понимание других людей. Пока ты остаёшься лишь пустым инструментом в ожидании завершения техники, ты никогда не почувствуешь её эффект».

«Когда человек поймёт, что он не может развиваться без партнёра, тогда он также осознает, что его существование без других людей – невозможно», говорит Сэнсэй Охаси.

В недалёком будущем практикующие Сёриндзи Кэмпо в Тадоцу захотят активно распространять своё искусство в США.

Когда это случится, они привезут с собой и свою философию. Со Досин верит, что именно философский аспект делает очень популярным Сёриндзи Кэмпо среди японской молодёжи. Быть может они не так уж сильно отличаются от американских тинэйджеров?

Официальные представители Штаб-квартиры будут тщательно наблюдать за Сэнсэем Охаси и другими инструкторами Сёриндзи Кэмпо в штатах, чтобы понять реакцию и отклик на их боевое искусство. Если эти реакции будут позитивными, то они серьёзно возьмутся за продвижении Сёриндзи Кэмпо в Америке.

Кажется, что многие американцы довольны своей практикой и статусом в боевых искусствах. Спорт и самозащита кажутся достаточными для большинства занимающихся. Но для тех, кому лишь сам способ боя без ничего не интересен и необходимо что-то большее, Сёриндзи Кэмпо может стать ответом на многие вопросы.

Автор: Майк Лиу
Перевод: Валерий Карибьян
© 
www.shorinji-moscow.ru


© Copyright: www.shorinji-moscow.ru

Использование материалов без согласования с администрацией запрещается. Все права защищены.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.