Философия Сёриндзи Кэмпо

Конго Дзэн — Философия Сёриндзи Кэмпо

философской основой Сёриндзи Кэмпо является учение Конго Дзэн

Философия Сёриндзи Кэмпо. Со Досин, лекция
Со Досин читает лекцию

Оно не говорит о жизни после смерти и не спорит о том, существуют ли рай и ад. Оно не выдвигает концепции существования Богов, которые наказывают нас за грехи и не описывает духов, которые помогают людям, если те усердно молятся и используют правильные слова. Оно, наконец, не призывает нас пассивно наблюдать за собственной жизнью, зная, что рано или поздно, всему приходит конец.

Конго Дзэн, — это активное (наверное, можно употребить здесь данное слово) Учение. Ведь не даром, само понятие «Конго Дзэн» дословно можно перевести с японского языка, как «Алмазный (твердый) разум» или (более литературно), — «Разум твердый, как алмаз».

Учение Конго Дзэн утверждает, что стремление к лучшему миру и лучшей жизни может осуществиться только через воспитание полноценно развитых людей, что основополагающим в этом процессе должно стать понимание единства духа и тела и что радость существования и счастье обретаются лишь тогда, когда человек живет наполовину для себя, а наполовину, — для других.

Человек, существо разумное, однако, мало кто из людей понимает сущность Дхармы (Природы Вселенной) и осознает свое место в этом Вселенском Законе. Понять суть Дхармы — стремление всех приверженцев Сёриндзи Кэмпо. Ибо, только поняв ее и начав жить по ее законам, мы получим возможность стать во истину полноценными, совершенными личностями.

В осознании этого состоит сущность Учения Конго Дзэн! В практике этого состоит вся жизнь Кенси (изучающих Сёриндзи Кэмпо)!

Конго Дзэн и Бог

Как уже было сказано выше, Конго Дзэн не выдвигает концепции существования — не существования Богов. Однако, данное Учение вовсе не отрицает наличия в Природе Вселенной некоего Абсолюта (можете назвать это и другими словами: «информационное поле Вселенной», «абсолютная истинна Вселенной», «Бог», «Мировая энергия» и т. д.), который управляет всеми процессами и регламентирует все то, что происходит во Вселенной, все то, что мы называем миропорядком.

Богом же, в более узком понимании, для всех Кенси являются наши собственные опыт, знания и умения. Совершенствуя их, — мы совершенствуем себя. Совершенствуя себя, — мы сохраняем и подтверждаем закон Дхармы.

Философия Сёриндзи Кэмпо. Мандзи но мичи - Путь Дхармы
Путь Дхармы

Дхарма

Итак, осознание понятия «Дхарма» и стремление понять ее — вот сущность Учения Конго Дзэн. Однако, Дхарма- это не нечто, что можно увидеть, потрогать или услышать. Это — не нечто, чему нужно бездумно молиться и поклоняться.

Дхарма — это великая организующая сила, которая является источником всего сущего во Вселенной, а также всех явлений, процессов и изменений, происходящих в ней. Она является нам в различных проявлениях:

  • как источник жизни, который дарит рождение и развитие всем живым существам;
  • как источник света, освещающий все процессы и явления;
  • как «Закон единства и борьбы противоположностей», пронизывающий, поддерживающий и организующий все явления во Вселенной;
  • как энергия, изменение, основание и итог всех вещей мироздания.

Все вещи являются частью Дхармы. Она присутствует в каждом из нас. Она образует человеческое общество и формирует сущность людей. Независимо от национальной принадлежности или расы, каждый из нас является частичкой Дхармы, и каждый имеет то место в жизни, которое не может быть занято никем другим.

Понимание этого учит тому, что каждый человек — бесконечно важен для развития Вселенной и каждый человек по-настоящему ценен для всего Мироздания.

Базовые постулаты Конго Дзэн

1. «Человек — сам творец своего счастья».

Условия существования любого человека обусловлены тремя общеизвестными величинами: личность, общество, природа. Мы в равной степени воздействуем друг на друга и зависим друг от друга. Ни общество, ни природа не могут полноценно развиваться без личности (ибо, человек, — один из главных компонентов их формирования и существования). В свою очередь, если бы общество и природа, взаимодействуя между собой, не оказывали влияния на человека и не давали ему соответствующей оценки, то как вообще можно было бы понять, что мы — личности разумные и что мы действительно существуем в этом мире!

Личность, общество и природа в равных долях существуют, взаимодействуют и формируют друг друга. А если это так, то становится очевидным, что отрицательное воздействие на общество и природу обязательно приведет к адекватному отрицательному результату в отношении ко всем аспектам жизни человека. Положительная же деятельность, направленная на развитие и формирование общества и природы согласно Законам Дхармы, — послужит тому, что личность будет успешно развиваться и формироваться во всех ее жизненных проявлениях. А ведь это и называется счастьем!

«Человек! Человек! Человек! Только ты сам ответственен за свое счастье!», — так учил нас Основатель Сёриндзи Кэмпо Со Досин.

Мы можем произносить божественные заклинания, можем с утра до ночи молиться неким силам небесным, мы, наконец, можем потереться головой о скульптуру божества! Но принесет ли это нам счастье? Поможет ли это бороться с невзгодами? Твердо можно утверждать: «Нет!!!»

Человек — сам творец своего счастья и он обязан формировать его своей деятельностью, образом жизни и положительной энергией.

Активность в поступках, искренность во взаимоотношениях, напористость в достижении целей, человеколюбие и взаимопомощь, — вот что помогает каждому человеку понять свое место и свою значимость в Законе Дхармы.

«Изменяя себя к лучшему, — мы изменяем к лучшему весь мир», — учит нас философия Конго Дзэн. И именно поэтому, каждый изучающий Сёриндзи Кэмпо, должен постараться превратить постулат «Человек — сам творец своего счастья» из теоретической формулы в практический образ жизни.

2. «Половину жизни возьми себе, половину — отдай другому».

Философия Конго Дзэн и практика Сёриндзи Кэмпо учат, что все люди зависимы друг от друга. Это явление необходимое и полезное. Оно требует, в первую очередь, обуздания собственных амбиций и желаний, а также способствует воспитанию сочувствия и сострадания. Следуя вышесказанному, человек расширяет рамки своей личности и принимает в неё других. Закон выживания сильнейшего (в данных условиях) ослабевает, необходимость и желание удовлетворять только личные потребности, — исчезают. Человечество, следовательно, осознанно перестает ввергать себя в пучину хаоса и разрушения.

«Заботься о собственных интересах, но считайся с благополучием других», «утверждай свою индивидуальность, но не лишай счастья и свободы окружающих тебя людей», «преследуй цели, сулящие выгоды, но старайся улучшить жизнь другим людям».

Именно так характеризует взаимоотношения между людьми постулат «Половину жизни возьми себе, половину — отдай другому». Поняв и приняв это, каждый человек почувствует себя по-настоящему свободным. Ведь, как известно, истинная свобода, — это не столько удовлетворение своих желаний и потребностей, сколько строгая дисциплина и моральная ответственность за всех, кто нас окружает.

Основные философские принципы Конго Дзэн

Философия Сёриндзи Кэмпо. Кен Дзэн Ичи Нё - Тело и Дух едины
Тело и Дух едины

1. «Кен Дзэн Ичи Нё». Единство духа и тела.

Сёриндзи Кэмпо, как система духовного и физического совершенствования человека, основана на принципе единства материи и сознания. Поэтому, учение о единстве Кен (иероглиф «кулак» символизирует тело и действие) и Дзэн (символизирует сознание и покой) является базовым в Конго Дзэн и требует правильной трактовки и глубокого понимания.

Каждый человек может заниматься развитием только своего тела. Однако, тогда он рискует превратиться в гору мышц, для которых чужды понятия «разум», «опыт», «сострадание». Закон Дхармы учит, что без этого, индивидуум не может именоваться гордым названием «ЧЕЛОВЕК».

Вторая крайность, — развитие своего разумного начала без практики тренировки тела. Да, можно часами медитировать и молиться, можно изучить тысячи полезных книг и заниматься психопрактикой. Но, кому это все понадобится, если вы, в буквальном смысле, не сможете поднять свое дряхлое тело, чтобы дойти до людей и донести до них свои знания?!!

Таким образом, если человек желает быть во истину совершенной личностью, он должен в равной степени заботиться о развитии как духа так и тела.

Если вас душат и это угрожает вашей жизни, то, спасая себя, вы вряд ли обойдетесь только умными мыслями или здравыми рассуждениями на темы человечности и сострадания.

Если же у вас сильное тренированное тело, оно ничем не поможет, если потеряны близкие люди и вы находитесь в депрессии.

Принцип «Кен Дзэн Ичи Нё» важно не просто понять, но необходимо им практически руководствоваться в жизни. Для этого нужно помнить 3 простых истины:

  • дух и тело необходимо совершенствовать одновременно;
  • дух следует за телом, тело следует за духом;
  • и тело, и дух важны для человека в равной степени.
Философия Сёриндзи Кэмпо. Рики Аи Фу Ни - Единство силы и любви.
Единство силы и любви

2. «Рики Аи Фу Ни». Единство силы и любви.

Человек — существо высокоинтеллектуальное. А поэтому для него не составляет труда понять, что сила, направленная против других (а не для защиты себя и близких), — есть просто акт агрессии, а любовь и сострадание, не способные защищаться (при необходимости), — это просто демагогия.

В Сёриндзи Кэмпо считается, что сила необходима человеку вовсе не для убийства и разрушения, а для защиты собственной жизни. Если справедливость поддержана силой, то человек сможет остановить нападающего, защищая собственную жизнь. Это и есть любовь в действии, противоположная пассивной покорности, от которой нет ни малейшей пользы.

Философия Сёриндзи Кэмпо. Мандзи
Мандзи

Мандзи

Мандзи (свастика) — один из главных символов в Конго Дзэн. Его можно увидеть во всех Додзё, а так же на тренировочной одежде всех, кто практикует Сёриндзи Кэмпо. Мандзи представляет собой графическое изображение одного из главных законов Дхармы — закона единства и борьбы противоположностей.

Так, окончания вертикальной линии символизируют собой такие понятия, как «Небо» и «Земля». Именно они (согласно восточной мудрости) питают энергией все живое. Именно они оказывают на человека поистине всепроникающее влияние. Именно они наиболее ярко отражают смысл взаимодействия кажущихся противоположностей.

Горизонтальная линия Мандзи и ее окончания символизируют понятие «Ин-Ё» (кит. «Инь-Янь»), т. е. мужское и женское начало.

Черточки у окончаний горизонтальной и вертикальной линий указывают на то, что Мандзи находится в постоянном круговом движении.

Таким образом, все противоположности, которые только существуют во Вселенском мироустройстве (земля-небо, мужчина-женщина, добро-зло, сила-слабость, разум-глупость, день-ночь, энергичность-леность, сон-бодрствование и т. д., и т. п.) находят свое отражение в Мандзи и пребывают в состоянии бесконечного движения, т. е. постоянного взаимопроникновения, совершенствования и развития.

Отсюда можно сделать вывод, что символ Мандзи — есть не что иное, как графическое отображение Дхармы и ее основных Законов.

Необходимо заметить, что в Сёриндзи Кэмпо различается 2 типа Мандзи.

Философия Сёриндзи Кэмпо. Омотэ мандзи
Омотэ мандзи

Омотэ Мандзи (главная). Этот знак символизирует собой такие понятия, как «любовь», «сострадание», «мягкость» и тому подобные.

Как показатель того, что все практикующие Сёриндзи Кэмпо являются людьми доброй воли и мирных намерений, именно этот символ носится на тренировочной форме всех Кенси.

Философия Сёриндзи Кэмпо. Ура мандзи
Ура мандзи

Ура Мандзи (обратная). Символизирует собой «силу», «жесткость», «мужество», «напористость»…

Этот знак находится (гипотетически) в сердце каждого Кенси и, в случае необходимости защитить себя или близких, он, как бы, достается наружу и мы превращаемся в сильных и храбрых бойцов, сражающихся за свои честь и достоинство.

В тренировочных залах Сёриндзи Кэмпо Мандзи используется в обоих описанных вариантах. Этим самым символически отражаются Закон Дхармы о единстве и борьбе противоположностей и философские принципы «Рики Аи Фу Ни» и «Кен Дзэн Ичи Нё».




© Copyright: www.shorinji-moscow.ru

Использование материалов без согласования с администрацией запрещается. Все права защищены.