Тренировочный процесс в любом виде боевых искусств зависит от преследуемых целей, которые можно разделить на 3 основные категории:
- Самосовершенствование через практику техники, изучение философии, воспитание тела и духа — как основные цели, без притязаний на спортивные достижения или с участием в соревнованиях и турнирах. Боевая прикладная практика изучается в качестве дополнения.
- Реализация человека в качестве спортсмена, не исключающая аналогичные параметры 1 и 3 пунктов.
- Боевая прикладная практика, самозащита и самооборона на улице, также содержащая в себе пункты 1 и 2.
Отправная точка
Эти категории мы выделяем для себя условно, в качестве отправной точки для анализа нюансов их взаимного дополнения или несовместимости. Можно отметить еще несколько способов реализации практики боевых искусств. Скажем, в условиях оперативной работы органов правопорядка или даже диверсионно-штурмовых операций, где кроме приемов рукопашного боя специфического характера, возможно более важной практикой является работа с ножом и против него, огневая подготовка, специальные тактические навыки и приемы и т. д. Примеров может быть масса. Мы же, простые гражданские, посещающие тренировочный зал три раза в неделю, заострим внимание на вещах более для нас реальных, а полноценный анализ и научные изыскания оставим профессиональным теоретикам и исследователям этих вопросов. Благо таких специалистов очень много. Итак:
- Тренировка ради тренировки.
- Спортивная направленность.
- Самооборона.
Осознанность
Осознание важности определения, что именно вас интересует и к какой категории вы себя относите и тяготеете, даст намного большее развитие, нежели отсутствие понимания, что эти три направленности включают в себя как совместимые, так и взаимоотрицающие компоненты. Это вовсе не означает, что различные клубы и школы не способны объединять в себе и первое, и второе, и третье. Таких школ немало. Однако всегда существует концептуальное начало и главенствующая идея.
Таким образом, главная задача в выборе той или иной школы состоит в том, чтобы выделить для себя приоритеты в практике боевых искусств. Если вы хотите научиться самообороне на улице и никаких других целей перед собой не ставите, тогда запишитесь в секцию, где занимаются конкретно данной практикой. В таком случае вы добьетесь гораздо больших успехов, изучая то, что вам нужно в связи с потребностями, чем пытаться через формы и стилизацию, либо постоянные тренировки под турнирные поединки, выйти на понимание, как защититься от летящего в вас стула или тарелки в кабаке, нападения хулигана с ножом или палкой в подворотне.
В правильно выбранной секции вы сразу начнете с изучения необходимых вам приемов посредством соответствующей методики. Другой вопрос, что вы, боец, забыли питейных местах и как додумались зайти в темный закоулок, кишащий хулиганами? В Хагакуре, книге самураев, есть хорошее предупреждение: «Прогуливаясь в увеселительных местах всегда помни о том, что можешь быть втянут каким-нибудь дураком в авантюру еще до того, как успеешь это понять».
Традиционные боевые искусства
Но это не значит, что традиционные или спортивные системы не занимаются такой практикой. Вопрос в том, нужны ли вам наряду с самозащитой еще и философия, чемпионаты и прочее. Это все равно что ходить через «дебри и болота» вокруг реальной и достижимой цели, упорно ее не замечая.
Во многих боевых искусствах, не ставящих перед собой конкретно узкой направленности, стараются сочетать формальную практику, тренировочные и соревновательные поединки, а также отработку прикладных приемов таким образом, что всему уделяется соответствующее время: сегодня база и стиль; завтра мешки и лапы со спаррингами; послезавтра массаж и дыхательные упражнения; через месяц чемпионат, турнир, состязание.
Любое из трех направлений, о которых здесь идет речь, по своему полезно и востребовано. Не будет лишним в очередной раз упомянуть, что плохих школ не бывает. Со всяким материалом и информацией нужно уметь работать, а главное — понять, чего вы хотите достичь на пути боевых искусств.
В завершение хочется выразить радость по поводу того, что боевые искусства имеют определенную популярность среди людей в нашей стране, ведь это самодисциплина, крепкое тело и дух, мораль, порядочность и здоровье, что особенно важно для подрастающего поколения.
Грамотные занятия способствуют общественному процветанию через нелегкий путь улучшения себя, других и наш пусть и несовершенный, но прекрасный мир.
Читайте также: Интервью о Сёриндзи Кэмпо
© Валерий Карибьян — руководитель Школы Сёриндзи Кэмпо в Москве, двукратный чемпион Европы, автор книги Банк цитат