Три стадии обучения
Статьи Тренировка Философия

Три стадии обучения

Из теории физической культуры ясно, что для самоконтроля за качеством приобретаемых знаний необходимо иметь представление о трёх уровнях их усвоения2. Наряду с этим, обращаясь к философско-теоретической основе Сёриндзи Кэмпо, изложенной в Токухон1, также рассматриваются три стадии формирования знаний у практикующего боевые искусства, отражающиеся в системе трёх учений «Кен»: Сю, Ха, Ри, где сказано, что осваивая любое искусство, человек проходит эти три уровня развития. Можно провести параллели, и не спроста, Сёриндзи Кэмпо — это система самозащиты, духовного совершенствования, физического и личностного воспитания. Рассмотрим эти ступени:

  • Сю — копирование, запоминание… техники преподавателя, наставника, что в физ. культуре обуславливается осознанным восприятием учебной информации и запоминанием его содержания2.
  • Ха — адаптация мастерства учителя; в физ. культуре — достижение уровня усвоения знаний обеспечивающее умение применять их в практической деятельности по тому образцу, который продемонстрирован другими (педагогом)2.
  • Ри — созидание, освобождение от влияния мастерства учителя и формирование своего собственного мастерства; в физ. культуре такой уровень характеризуется умением применять полученные знания и навыки творчески, самостоятельно, в изменяющихся нестандартных условиях2.

Достижение третьей стадии усвоения знаний обеспечивает возможность эффективной организации самостоятельных занятий физ. упражнениями, создание условий систематического самосовершенствования на основе реализации концепции: «Я сам себе тренер». Реализация такого подхода в практике самосовершенствования возможна только при условии овладения необходимыми знаниями на третьем уровне их усвоения и достаточно полного и разностороннего познания своих личностных, индивидуальных особенностей и физических возможностей собственного организма. Данное обстоятельство предполагает необходимость активной целенаправленной деятельности в области самопознания2.

Наряду с этим, теория и философия Сёриндзи Кэмпо обуславливает третий уровень развития человека в искусстве наличием собственного подхода, который согласуется с техникой и сохраняет гармонию практики, где можно выйти за рамки мастерства учителя и свободно шлифовать своё мастерство, внося в него собственные творческие штрихи1. Однако, необходимо помнить, что концептуально Сёриндзи Кэмпо здесь отличается в том смысле, что исключает подход к жизни и к практике с позиции одиночки, а предполагает обязательное партнёрское и общественное взаимодействие в целом, как суть развития. В частности же, конечно, индивидуальные режимы должны осуществляться. 

Таким образом упомянутые выше принципы развития в той или иной сфере практики, культуре, искусстве… являются фундаментальными для успешного освоения любых знаний в любой деятельности. Поскольку теория физ. культуры близка нам — практикующим боевые искусства — в известной степени, а если быть точнее, сформулирована немного другим языком, нежели имеет серьёзные отличия, кроме непосредственной техники и отдельных и конкретных целей применения, ибо в обоих случаях стоит задача гармоничного развития личности на уровне физическом и моральном, мы провели небольшую аналогию трёх учений «Кен» и самоконтроля за качеством усвоения знаний в физ. культуре.

Такие же аналогии можно провести и с другими предметами. К примеру, с обучением письму. На начальных этапах обучаемый использует прописи с шаблонами букв, их соединений в словах и т.д.; на последующем этапе происходит адаптация техники письма согласно психологии, физиологии и пр.; а на заключительном этапе вырабатывается своя собственная манера соединений букв, наклона, почерка, зачастую, как видно у взрослых, выходящих за рамки правил, что не обязательно негативно отражается на общем «рисунке», и даже наоборот, во многих случаях выглядит красиво. При этом принципы освоенные на предыдущих стадиях сохраняются, ибо принципы, будь то боевые искусства или обучение письму, лежат в основе любой техники, в связи с чем необходимо понимать суть этих принципов и не нарушать их.

Итак. Для полноценного развития и освоения того или иного учения, знания, навыка необходимо как понимание трёх уровней обучения описанных выше, так и последовательное их прохождение. Невозможно построить дом, если начинать строить стены, а не фундамент, это ещё как-то возможно, если умозрительно представить. А вот начать строить крышу в воздухе — это хоть и можно представить умозрительно, — благо природа наделила нас безграничным воображением, — то осуществить в реальности никогда не получится, как не стараться. Хотя есть и такие, которые с крыши начинают, а потом свято верят в то, что их «домик» особенный и удивительный.

Все три стадии: Сю, Ха и Ри базируются на фундаментальном принципе: Хо (метод, закон). Даже если мы говорим об освобождении на третьем уровне обучения, если не соблюдать этот принцип, то можно сбиться с пути1. Этап творческого развития, отхода от мастерства учителя — не есть завершение практики самосовершенствования и самореализации. Нет предела и конца Пути, посвящённому улучшению себя и окружающего мира. Если кто-то скажет: «Я добился всего!», то это значит, что такой человек не добился ничего, чем бы он не занимался. Работа в команде, под руководством своего мастера, наставника должна продолжаться до той поры, пока это физически возможно.

Иногда практикуют под руководством разных учителей, поскольку сами являются тренерами, либо по другим обстоятельствам, взаимодействуя и обмениваясь опытом с единомышленниками, при этом сохраняя трепетное и уважительное отношение к своему главному и самому важному учителю или учителям в своей жизни, и часто обращаясь к ним за духовной поддержкой и наставлениями. Это правильный Путь!

В Сёриндзи Кэмпо отсутствует понятие: «одинокий тигр», где кенси3 тренируется для себя и ради себя. Третий этап — это путь в ещё более неизведанные сферы нового, интересного, вариативного, разнообразного и прекрасного; общение и практика с окружающими, обмен информацией и изучение стилей других учителей, старших и младших учеников; поиск полезных и развивающих теоретических знаний; умение организовывать самостоятельные тренировки, вырабатывать свой ритм и режим, заниматься планированием, уметь понимать, а ещё лучше чувствовать своё тело и душу.

Этих этапов может быть бесконечное количество, выраженных в различных формах, в зависимости от отношения к делу. Но самый главный и базовый фундамент для самосовершенствования — это осознание и последовательное прохождение трёх уровней развития ума и тела.

© Автор: Валерий Карибьян  
www.shorinji-moscow.ru


1. Философско-тероетическая основа Сёриндзи Кэмпо «Токухон» (перевод А. Крамара). 2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. (Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001). 3. Практикующий Сёриндзи Кэмпо: кэн — кулак, си — человек. Переводится, как кулачный боец.


© Copyright: www.shorinji-moscow.ru

Использование материалов без согласования с администрацией запрещается. Все права защищены.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.