Практика техники, тренировка тела и специальных физических качеств безусловно занимает важное место в Сёриндзи Кэмпо. Однако не менее важной и требующей регулярного внимания является философия и ее базовые принципы. Здесь я дам короткую характеристику шести основным философским постулатам Сёриндзи Кэмпо. При желании можно развернуть целую научную работу по каждому из них, но я постараюсь уложиться в более короткую и простую для понимания форму.
1-й принцип: «Кэн Дзэн Ичи Нё»
Тело и Дух Едины. Это принцип, с которым начинающие практику Сёриндзи Кэмпо сталкиваются в первую очередь, в самом начале своего Пути. Его суть заключается в том, что тренировка тела и техники невозможна без тренировки духа, а тренировка духа невозможна без здорового и крепкого тела, что в совокупности формирует гармоничную личность бойца.
Духовная практика необходима для гуманного применения двигательных навыков и приемов. Это также и постоянное стремление к достижению внутреннего спокойствия и дисциплины, чувство умиротворенности и спокойствия, формирование правильного поведения и передача данных принципов окружающим через личный пример. При наличии даже прекрасной физической формы и техники, может не хватить упорства и дисциплины для достижения целей, а также миролюбия — для созидательного применения боевых навыков.
Работа над техническими и физическими качествами нужна не меньше. Человек, обладающий пусть и высокой духовной организованностью, но при этом слабый телом, не сможет отстоять свои убеждения в опасный момент и окажется не состоянии реализовать свои мечты конкретными физическими действиями.
Проще говоря, одно без другого не существует, а вопрос первичности не уместен.
2-й принцип: «Рики Ай Фу Ни»
Любовь и Сила не противоречат друг другу. Второй принцип указывает на то, что человек, обладающий физической силой, должен культивировать в себе также и любовь. Она выражается в поступках и поддержании этой самой любви внутри себя.
«Не обладая любовью внутри, невозможно искренне проявлять ее снаружи» Из книги «Банк Цитат»
И наоборот, человек, обладающий внутренней любовью, должен быть физически сильным. Иначе как вы реализуете любовь без уверенных и решительных поступков?
«Сила без любви — насилие, любовь без силы — бессилие!» Со Досин — основатель Сёриндзи Кэмпо
Выражаясь другими словами, человек истинной силы обладает большой любовью, а человек, обладающий большой любовью, обладает истинной силой.
3-й принцип: «Сю Сю Кодзю»
Защита первична, нападение вторично. Данный принцип указывает на практику Сёриндзи Кэмпо с добрыми намерениями. Главные задачи, которые ставят перед собой «кенси», — это самосовершенствование через тренировку и философию. Такому подходу способствует обмен опытом со своими единомышленниками, совместная взаимно развивающая деятельности и, как следствие, — положительное влияние на окружающий мир.
Конечно, в Сёриндзи Кэмпо существуют техники нападения, иначе мы не сможем отработать защиту. Но применять технику в иных ситуациях мы обязаны только для самообороны себя или близких, а также своих принципов и убеждений. Однако не стоит забывать, что иногда упреждающие нападение есть форма защиты.
4-й принцип: «Фусатсту Кацу Дзин»
Кэмпо должно развивать, а не калечить. Сёриндзи Кэмпо призвано сделать человека лучше через физическое и духовное совершенствование. Для гармоничного развития посредством практики Сёриндзи Кэмпо необходимо заботиться о здоровье, причем не только о своем, но и о здоровье партнера. На тренировках нужно применять приемы таким образом, чтобы не наносить друг другу серьезных травм и тем более увечий.
Также необходимо осуществлять практику с трепетным вниманием к своему организму, чтобы тело становилось здоровым и крепким, а не наоборот.
Применение навыков Сёриндзи Кэмпо для причинения боли людям, желание доминировать и возвышаться над другими посредством силы и техники, в том числе из корыстных побуждений, — недопустимо.
Нужно помнить, что на занятиях вероятен риск навредить не только физическому здоровью, но и психике. К этому также ведет искаженное трактование философско-теоретических принципов Сёриндзи Кэмпо. Данный пункт важно знать и просто занимающимся, и особенно тем, кто преподает.
5-й принцип: «Кумитэ Сютай»
Приоритет парной техники. Человек не может развиваться в одиночку. В Сёриндзи Кэмпо основное время уделяется тренировке с партнером. Если взглянуть на это с технической точки зрения, то для отработки двигательных навыков и перехода к более сложным практикам, таким как куми-эмбу и рандори, нам непременно нужен партнер. Без человека, который двигается, атакует, защищается и контратакует, мы не можем тренироваться эффективно. Только наличие партнера, — а еще лучше — разных партнеров, — даст понимание принципов техник и научит реальному боевому искусству.
Но не только техническая работа важна. Взаимодействие друг с другом — это и духовная практика. Обучаясь вместе, люди совершенствуются в поддержке друг друга. В таких случаях необходимо терпение и желание научиться не только самому, но и научить ближнего. Особенно это важно, когда у новичка что-то не получается — и более опытные проявляют к нему должное внимание, чтобы помочь и указать правильный путь. Руководящие группами должны разъяснять данный принцип своим ученикам. Только практикуя с людьми, мы можем реализовать благие стремления к улучшению себя и окружающих.
6-й принцип: «Го Дзю Иттай»
Единство мягкого и жесткого. Я вкладываю в это понятие два смысла: мировоззренческий и технический. Мировоззренческий заключается в том, что все в нашем мире подчинено известному принципу «Единства и борьбы противоположностей» или инь-ян (яп. ин-ё). Замечу, что данный принцип графически отображается в старой и новой символиках Сёриндзи Кэмпо. При всей разности противоположностей, они постоянно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. Нужно стремиться к гармонии обоих начал и уходить от крайностей.
Технический смысл заключается в том, что приемы Сёриндзи Кэмпо состоят из элементов го-хо и дзю-хо (жесткие и мягкие техники) приблизительно в равном и гармоничном соотношении. Необходимо уделять одинаковое внимание обоим разделам и сочетать их в практике не только гармонично, но и творчески, выходя на высшие уровни мастерства. Жесткие и мягкие техники отрабатываются отдельно далеко не всегда. Они взаимодействуют между собой, подчеркивая общее, неотъемлемое единство. Это ярко выражено в практике куми-эмбу и более узко в тех техниках, где удар партнера переводится в бросок.
Таковы 6 философских принципов Сёриндзи Кэмпо.
Читайте также: Философия Сёриндзи Кэмпо
© Валерий Карибьян — руководитель Школы Сёриндзи в Москве, двукратный чемпион Европы