Black Belt о Сёриндзи Кэмпо. Майский выпуск журнала 1978

Примечание автора (Майк Лиу): данная статья впервые появилась в майском выпуске журнала «Black Belt о Сёриндзи Кэмпо» за 1978 год.

Недавно на показательных выступлениях по каратэ один «черный пояс» высокого уровня продемонстрировал свое «искусство» публике в колледже. По команде ассистент должен был броситься на него с прямым ударом.

«Смотрите, что я сейчас сделаю», сказал инструктор с усмешкой. Увернувшись, он произвел отвлекающий обманный удар в глаза, затем бросил помощника на пол и с энтузиазмом влепил ему добивающий удар прямо в солнечное сплетение.

«Мы здесь особо не церемонимся», заявил он после показа

Несколько посетителей сразу покинули мероприятие. Демонстрация показалась многим типичной для жесткой уличной драки, в отличии от большинства американских боевых искусств. Наверное, американцы ждут от практики больше самозащиты или спорта. И в связи с этим, возможно дух «будо» уже давно не актуален. Значительные колебания посещений различных додзё по всей стране, говорят о нехватке чего-то. И если этот упущенный элемент – философия, то Сёриндзи Кэмпо может стать новым популярным боевым искусством.

Что такое Сёриндзи Кэмпо?

Возможно, вы слышали о нем, как о легендарном боевом искусстве. А может читали о Сёриндзи Кэмпо в публикациях о Каратэ и Дзюдо, что это древний китайский монашеский стиль. Вот, пожалуй, и все. Однако Сёриндзи Кэмпо живет и развивается. Тысячи японцев практикуют Сёриндзи Кэмпо более чем в 800-х додзё по всей стране. Клубы и группы есть почти во всех японских университетах и средних школах. В Европе Сёриндзи Кэмпо также развивается стремительно и успешно. Возникает вопрос – когда оно придет в Соединенные Штаты?

В настоящее время лишь единицы квалифицированных инструкторов преподают Сёриндзи Кэмпо в Америке. Кен Охаси, обладатель черного пояса, — один из них. Он описывает свои взаимоотношения с сообществом «Сёриндзи» как «очень тесные». Охаси регулярно посещает Штаб-квартиру Организации, которая находится в городе Тадоцу в Японии. Там пока не уверены, как будет распространяться Сёриндзи Кэмпо в Америке.

Мы полностью подчиняемся указаниям Штаб-квартиры по поводу осуществления практики здесь, в штатах», говорит сэнсэй Охаси. Политика продвижения Сёриндзи в Японии очень сильная и активная. Однако руководство пока не знает, как быть с этим здесь. К сожалению, существуют очевидные барьеры во взаимоотношениях и культуре.

Какие барьеры?

Каратэ, Дзюдо и еще несколько традиционных стилей пришедших в штаты, здесь хорошо прижились. Но разница между ними и Сёриндзи Кэмпо — в философии. Сёриндзи не может быть просто адаптировано в Америке без его философии. Америка — это нация фаст-фуда и зрелищности. У американцев часто отсутствует чувство терпения, зато есть желание, чтобы их развлекали. Готовы ли мы к серьезному философскому боевому искусству? Монахи Храма из Штаб-квартиры тоже задаются этим вопросом.

Да, именно монахи. Философия настолько глубоко вжилась в Сёриндзи Кэмпо, что правительство Японии зарегистрировало Сёриндзи как религиозное течение. Со Досин — Основатель Сёриндзи Кэмпо, назвал эту философию «Конго Дзэн».

Философия Сёриндзи Кэмпо «Конго Дзэн»

«Конго Дзэн — это философия, которая рассчитана  на глубокую внутреннюю практику и одновременно на практику благотворного влияния на внешний мир и людей», писал Со Досин.

Эта практика сочетает в себе мягкость с твердостью и сострадание с силой.

Сёриндзи Кэмпо также представляет собой физические составляющие, т.е. активные аспекты «Конго Дзэн». Для Со Досина Сёриндзи Кэмпо это не просто искусство боя голыми руками, а целый жизненный Путь. Сэнсэй Охаси описывает «Конго Дзэн», как «оживление фундаментальных и оригинальных идей Буддизма, которые рациональны и не имеют ничего общего с мистицизмом и загробной жизнью».

Последователи «Конго Дзэн» верят в то, что в постоянно меняющейся вселенной ответственность за будущее лежит самом человеке. Необходимо быть достаточно мудрым для того, чтобы видеть правильный путь, и достаточно сильным, чтобы идти по нему. Подобный взгляд на жизнь уходит корнями в заповеди Буддизма.

Истоки Сёриндзи Кэмпо

Со Досин утверждает, что философия и техника Сёриндзи Кэмпо берет свои истоки в Индии 5000 лет назад, которые в свою очередь затем пришли в Китай и дали жизнь известному Храму «Шаолинь Сы». Сёриндзи в переводе с японского означает «Храм Шаолинь». Для монахов практика Сёриндзи Кэмпо это также и форма медитации. В первую очередь она рассматривается, как духовная работа, а во вторую — как система самозащиты.

По этой причине философия и медитация остаются основополагающими в современном Сёриндзи Кэмпо. Без соблюдения принципов «Конго Дзэн» это будет лишь пустым набором движений. Техника и методы преподавания лишь подчеркивают философию и духовную составляющую системы. Сэнсэй Охаси говрит:

Все техники разработаны таким образом, что они не могут быть использованы, как акт агрессии. Они направлены на уход от атаки и последующий контроль над противником.

Техники удержания и сдерживания преобладают над техниками, приводящими к убийству человека.

Болевой контроль

Как и в Айкидо, с помощью рычагов и воздействий на кисть, техника Сёриндзи Кэмпо может причинить достаточную боль противнику, не нанося ему серьезных увечий. Сэнсэй Охаси утверждает:

Мы никогда не говорим о смертельных техниках. Убийство — радикально противоположно нашей философии. Иногда необходимо взять кого-то под контроль, но это не должно заходить дальше. Сёриндзи Кэмпо — это сообщество. Ты не можешь иметь взаимоотношения с тем, кто мертв.

Методы обучения в Сёриндзи Кэмпо наглядно показывают данную концепцию занимающимся. Основными практиками являются «эмбу» и работа в паре. Как говорил Со Досин:

Тренировка с партнером вдохновляет нас на уважение и понимание других людей. Пока ты остаешься лишь пустым инструментом в ожидании завершения техники, ты никогда не почувствуешь ек эффект.

Сэнсэй Охаси добавляет:

Когда человек поймет, что он не может развиваться без партнера, тогда он также осознает, что его существование без других людей невозможно.

Распространение Сёриндзи Кэмпо

В недалеком будущем практикующие Сёриндзи Кэмпо в Тадоцу захотят активно распространять свое искусство в США. Когда это случится, они привезут в Америку и свою философию. Со Досин верит, что именно философский аспект делает очень популярным Сёриндзи Кэмпо среди японской молодежи. Быть может они не так уж сильно отличаются от американских тинэйджеров?

Официальные представители Штаб-квартиры будут тщательно наблюдать за сэнсэем Охаси и другими инструкторами Сёриндзи Кэмпо в штатах, чтобы понять реакцию и отклик на их боевое искусство. Если эти реакции будут позитивными, то они серьезно возьмутся за продвижении Сёриндзи Кэмпо в Соединенных Штатах.

Многие американцы довольны своей практикой и статусом в боевых искусствах. Спорт и самозащита кажутся достаточными для большинства занимающихся. Но для тех, кому один только способ боя без ничего не интересен и необходимо что-то большее, Сёриндзи Кэмпо может стать ответом на многие вопросы.

© Автор: Майк Лиу
© Перевод: Валерий Карибьян — двухкратный чемпион Европы, руководитель Школы Сёриндзи Кэмпо в Москве


Поделиться:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.