0

3 стадии обучения в Сёриндзи Кэмпо

3 стадии обучения в Сёриндзи Кэмпо

Из теории физической культуры известно, что для контроля за качеством приобретаемых знаний необходимо иметь представление о трех уровнях их усвоения. Наряду с этим, обращаясь к философско-теоретической базе Сёриндзи Кэмпо Токухон1, рассмотрим 3 стадии обучения в Сёриндзи Кэмпо, которые выражаются в учении «Кен». Это принципы Сю-Ха-Ри, осваивая которые практикующий проходит три уровня развития (это касается любого искусства, не только боевого):

  1. Сю — копирование и запоминание техники преподавателя. В физ. культуре обуславливается осознанным восприятием учебной информации и запоминанием его содержания.
  2. Ха — адаптация мастерства учителя. В физ. культуре — достижение уровня усвоения знаний, обеспечивающее умение применять их в практической деятельности по тому образцу, который продемонстрирован другими (учителем).
  3. Ри — созидание, освобождение от влияния мастерства учителя и формирование собственного мастерства. В физ. культуре характеризуется умением применять полученные знания и навыки творчески, самостоятельно, в изменяющихся нестандартных условиях.

Достижение третьей стадии усвоения знаний обеспечивает возможность эффективной организации самостоятельных занятий физ. упражнениями, создание условий систематического самосовершенствования на основе реализации концепции:

«Я сам себе тренер»2

Реализация третьей стадии в практике самосовершенствования возможна только при условии овладения знаниями не только высокого уровня, но и базовой техникой. Это возможно только при полном осознании индивидуальных особенностей и физических возможностей своего организма. Данное обстоятельство предполагает необходимость активной целенаправленной деятельности в области самопознания.

Собственный подход

Теория и философия Сёриндзи Кэмпо обуславливает третий уровень развития человека в искусстве наличием собственного подхода, который согласуется с техникой и сохраняет гармонию практики, когда можно выйти за рамки шаблона и свободно шлифовать свое мастерство, внося в него творческие штрихи. Однако необходимо помнить, что концептуально Сёриндзи Кэмпо отличается в том смысле, что исключает подход к жизни и к практике с позиции одиночки. В Сёриндзи Кэмпо предполагается обязательное партнерское и общественное взаимодействие, как суть развития в целом. В частности — индивидуальный режим может осуществляться в свободное время.

Таким образом упомянутые выше принципы развития являются фундаментальными для успешного освоения любых знаний в любой деятельности. Поскольку теория физической культуры близка нам — практикующим боевые искусства — я и провел аналогию трех учений «Кен» из Сёриндзи Кэмпо.

Такие же аналогии можно провести и с другими областями знаний. К примеру, с обучением письму, где на начальных этапах используются прописи с шаблонами букв, их соединений в словах и т.д. На следующем этапе происходит адаптация техники письма согласно полученным знаниям, навыкам, и даже характеру личности и его физиологии. На заключительном этапе вырабатывается своя собственная манера соединений букв, наклона, почерка, зачастую выходящих за рамки правил, что не обязательно негативно отражается на общем «рисунке», а иногда даже выглядит очень красиво. При этом принципы освоенные на предыдущих стадиях сохраняются. Дело в том, что принципы, будь это боевые искусства или обучение письму, лежат в основе любой техники и требуют использования независимо от уровня мастерства.

Полноценное развитие

Однако для полноценного развития и освоения того или иного учения, знания или навыка, необходимо не только понимание трех уровней обучения. Требуется последовательное прохождение этих этапов. Невозможно построить дом, если начинать строить стены, а не фундамент. Это еще как-то возможно, если умозрительно представить, но если начать строить крышу в воздухе — это хоть и можно представить в своей голове, благо природа наделила нас безграничным воображением, — то осуществить в реальности никогда не получится, как бы не стараться. Хотя есть и такие люди, которые начинают обучение сразу с крыши, а потом свято верят в то, что их «домик» особенный и удивительный.

Все три стадии Сю-Ха-Ри базируются на фундаментальном принципе Хо (метод, способ, закон). Даже если мы говорим об освобождении от шаблонов и вольном почерке на третьем уровне обучения, можно сбиться с пути, если не соблюдать принцип Хо. Этап творческого развития, отхода от мастерства учителя — не есть завершение практики самосовершенствования и самореализации. Нет предела и конца Пути, посвященному улучшению себя и окружающего мира. Если кто-то скажет: «Я добился всего!», это значит, что такой человек не добился ничего. Работа в команде под руководством своего мастера, наставника должна продолжаться всегда. Иногда люди практикуют под руководством разных учителей, поскольку сами являются тренерами, либо по другим обстоятельствам. Таким образом происходит обмен опытом с единомышленниками, при этом сохраняется уважительное отношение к своему первому, главному в своей жизни и самому важному учителю или учителям.

Одинокий тигр

В Сёриндзи Кэмпо отсутствует понятие «одинокий тигр», где «кенси»3 тренируется для себя и ради себя. Третий этап — это путь в неизведанные сферы нового, интересного, вариативного, разнообразного и прекрасного творчества. Это общение и практика с окружающими, обмен информацией и изучение стилей других учителей. В конце концов, это поиск высших знаний, умение организовывать самостоятельные тренировки, вырабатывать свой режим, заниматься планированием и понимать себя. Этапов обучения может быть бесконечное количество, выраженных в различных формах. Все они уже являются ответвлением третьего. Только вы сами решаете, в какие области шагнуть. Но самый главный и базовый аспект для самосовершенствования и освоения любого навыка — это осознанность и последовательное прохождение всех трех уровней развития ума и тела.

Валерий Карибьян — руководитель Школы Сёриндзи Кэмпо в Москве, двукратный чемпион Европы


1. Философско-тероетическая основа Сёриндзи Кэмпо «Токухон» (перевод А. Крамара).
2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. (Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001).
3. Практикующий Сёриндзи Кэмпо: кэн — кулак, си — человек. Переводится, как кулачный боец.

Поделиться с друзьями:

Shorinji Kempo Moscow

Японское боевое искусство Сёриндзи Кэмпо: Москва, м. Ленинский проспект +7 (985) 769 62 15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.