0

3 стадии обучения в Сёриндзи Кэмпо

3 стадии обучения в Сёриндзи Кэмпо

3 стадии обучения в Сёриндзи Кэмпо

Из теории физической культуры известно, что для контроля за качеством приобретаемых знаний необходимо иметь представление о трех уровнях их усвоения. Наряду с этим, обращаясь к философско-теоретической Токухон1, рассмотрим 3 стадии обучения в Сёриндзи Кэмпо, которые выражаются в учении «Кен». Это принципы: Сю-Ха-Ри. Осваивая любое искусство, в т.ч. боевое, человек проходит три уровня развития.

  1. Сю — копирование и запоминание техники преподавателя. В физ. культуре обуславливается осознанным восприятием учебной информации и запоминанием его содержания.
  2. Ха — адаптация мастерства учителя. В физ. культуре — достижение уровня усвоения знаний, обеспечивающее умение применять их в практической деятельности по тому образцу, который продемонстрирован другими (учителем).
  3. Ри — созидание, освобождение от влияния мастерства учителя и формирование собственного мастерства. В физ. культуре характеризуется умением применять полученные знания и навыки творчески, самостоятельно, в изменяющихся нестандартных условиях.

Достижение третьей стадии усвоения знаний обеспечивает возможность эффективной организации самостоятельных занятий физ. упражнениями, создание условий систематического самосовершенствования на основе реализации концепции:

«Я сам себе тренер»2

Реализация такого подхода в практике самосовершенствования возможна только при условии овладения необходимыми знаниями на третьем уровне и полного познания своих индивидуальных особенностей и физических возможностей организма. Данное обстоятельство предполагает необходимость активной целенаправленной деятельности в области самопознания.

Собственный подход

Теория и философия Сёриндзи Кэмпо обуславливает третий уровень развития человека в искусстве наличием собственного подхода, который согласуется с техникой и сохраняет гармонию практики, когда можно выйти за рамки и свободно шлифовать своё мастерство, внося в него творческие штрихи. Однако, необходимо помнить, что концептуально Сёриндзи Кэмпо здесь отличается в том смысле, что исключает подход к жизни и к практике с позиции одиночки, а предполагает обязательное партнёрское и общественное взаимодействие, как суть развития в целом. В частности, индивидуальный режим может осуществляться в свободное время.

Таким образом упомянутые выше принципы развития являются фундаментальными для успешного освоения любых знаний в любой деятельности. Поскольку теория физ. культуры близка нам — практикующим боевые искусства — мы провели небольшую аналогию трёх учений «Кен» из Сёриндзи Кэмпо.

Такие же аналогии можно провести и с другими предметами. К примеру, с обучением письму. На начальных этапах используются прописи с шаблонами букв, их соединений в словах и т. д. Па следующем этапе происходит адаптация техники письма согласно характеру личности и его физиологии. На заключительном этапе вырабатывается своя собственная манера соединений букв, наклона, почерка, зачастую, выходящих за рамки правил, что не обязательно негативно отражается на общем «рисунке», а иногда даже выглядит красиво. При этом принципы освоенные на предыдущих стадиях сохраняются. Дело в том, что принципы, будь это боевые искусства или обучение письму, лежат в основе любой техники и требуют понимания своей сути и следования им.

Полноценное развитие

Но для полноценного развития и освоения того или иного учения, знания или навыка необходимо не только понимание трёх уровней обучения. Требуется последовательное прохождение этих этапов. Невозможно построить дом, если начинать строить стены, а не фундамент. Это еще как-то возможно, если умозрительно представить, а если начать строить крышу в воздухе — это хоть и можно представить умозрительно, благо природа наделила нас безграничным воображением, — то осуществить в реальности никогда не получится, как не стараться. Хотя есть и такие люди, которые начинают с крыши, а потом свято верят в то, что их «домик» особенный и удивительный.

Все три стадии Сю-Ха-Ри базируются на фундаментальном принципе: Хо (метод, способ, закон). Даже если мы говорим об освобождении на третьем уровне обучения, если не соблюдать принцип Хо, то можно сбиться с пути. Этап творческого развития, отхода от мастерства учителя — не есть завершение практики самосовершенствования и самореализации. Нет предела и конца Пути, посвященному улучшению себя и окружающего мира. Если кто-то скажет: «Я добился всего!», это значит, что такой человек не добился ничего. Работа в команде, под руководством своего мастера, наставника должна продолжаться до той поры, пока это возможно.

Иногда люди практикуют под руководством разных учителей, поскольку сами являются тренерами, либо по другим обстоятельствам. Таким образом происходит обмен опытом с единомышленниками, при этом сохраняется уважительное отношение к своему первому, главному и самому важному учителю или учителям в своей жизни.

Одинокий тигр

В Сёриндзи Кэмпо отсутствует понятие: «одинокий тигр», где «кенси»3 тренируется для себя и ради себя. Третий этап — это путь в неизведанные сферы нового, интересного, вариативного, разнообразного и прекрасного. Это общение и практика с окружающими, обмен информацией и изучение стилей других учителей. В конце концов, это поиск высших знаний, умение организовывать самостоятельные тренировки, вырабатывать свой режим, заниматься планированием и понимать себя.

Этапов обучения может быть бесконечное количество, выраженных в различных формах. Все они уже являются ответвлением третьего. Только вы сами знаете, в какие миры забредёте.

Но самый главный и базовый аспект для самосовершенствования — это осознанность и последовательное прохождение трех уровней развития ума и тела при освоении любого навыка.

© Автор: Валерий Карибьян
© www.shorinji-moscow.ru


1. Философско-тероетическая основа Сёриндзи Кэмпо «Токухон» (перевод А. Крамара). 2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. (Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2001). 3. Практикующий Сёриндзи Кэмпо: кэн — кулак, си — человек. Переводится, как кулачный боец.




Shorinji Kempo Moscow

Японское боевое искусство Сёриндзи Кэмпо. Москва, Шаболовка 23к3. Тел.: +7 (985) 769 62 15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.