Статья «Сёриндзи Кэмпо — Убойный Кузен Шаолиньского Кунг-фу» из октябрьского выпуска журнала «Black Belt», 2013. Автор: Блю Джонсон
В то время как фильмы и журналы о боевых искусствах возвысили их популярность до космических масштабов, Сёриндзи Кэмпо остается таинственной загадкой для большинства людей. Даже искушенные энтузиасты зачастую не имеют никакого представления о технике и философии Сёриндзи Кэмпо.
Однако они могли бы поразиться тому, что Сёриндзи Кэмпо объединило 1,5 миллиона адептов и основало боле 3000 додзё (тренировочный зал, место постижения Пути) в 27-ми странах мира. Штаб-квартира Организации находится на острове Сикоку в Японии. Тем не менее, несмотря на наличие 23-х додзё в США и 4-х в Канаде, Сёриндзи Кэмпо остается загадкой для большинства американцев.
История Сёриндзи Кэмпо
Основатель Сёриндзи Кэмпо — Со Досин родился в 1911 году в маленькой предгорной деревушке Окаяма в Японии. В детстве его отправили в Маньчжурию к деду, после трагических событий в семье. На протяжении многих лет он изучал китайские боевые искусства у мастеров, которые скрывали свою практику из-за «Восстания Боксеров» (восстание ихэтуаней — «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая в 1898—1901 годах.).
После многолетней практики под руководством Шаолиньского мастера Вэнь Лаоши, Со Досина провозгласили 21-м Патриархом Школы Северного Шаолиня Ихэмэнь-цюань. Объединив опыт китайских и японских школ, он создал Сёриндзи Кэмпо, что в переводе означает «Кулачный метод монастыря Шаолинь».
Вернувшись в Японию в 1946 году, Со Досин увидел родную страну морально подавленной в следствие капитуляции во 2-й Мировой Войне. Будучи патриотом и имея огромное желание исправить такое плачевное положение вещей, он начинает читать лекции молодым японцам. Потерпев неудачу в начале, Со Досин понял, что действуя в одиночку нельзя изменить сознание людей. Вскоре он открыл додзё, поставив перед собой задачу восстановления характера и морального духа японцев посредством изучения Сёриндзи Кэмпо. Он стал привлекать новых людей и распространять философию Дзэн.
Конго Дзэн Со Хонзан Сёриндзи
В декабре 1951 года Со Досин основал монастырь Конго Дзэн Со Хонзан Сёриндзи в городе Тадоцу с концептуальной целью — преподавать и развивать Сёриндзи Кэмпо, несмотря на запрет боевых искусств. Через два года была создана Всеяпонская Федерация Сёриндзи Кэмпо, а в 1974 — Всемирная Организация Сёриндзи Кэмпо. 33 года с момента создания Школы Со Досин посвящал себя Сёриндзи Кэмпо и всю жизнь занимался преобразованием молодых людей в сильных личностей через философию и технику Сёриндзи Кэмпо.
Со Досин написал бестселлер: «Сёриндзи Кэмпо: Философия и Техника», который издали в 1975 году в США под названием: «Что такое Сёриндзи Кэмпо?».
В 1976 году на экраны вышел художественный фильм о жизни Со Досина с Сонни Чибой (Тиба Синъити — «Уличный боец», «Обреченный на одиночество», «Убить Билла») в главной роли. Картина известна за пределами Японии под названием «The Killing Machine», но ее реальное название «Shorinji Kempo». К сожалению, не оригинальный вариант названия фильма «Машина убийства» противоречил идеям Со Досина. Сёриндзи Кэмпо создавалось вовсе не для причинения вреда людям. Звезда боевиков с элементами боевых искусств Сонни Чиба сыграл молодого Со Досина, только что вернувшегося в Японию и пытающегося открыть Додзё.
В 1980 году Со Досин посетил Храм Шаолиня, который удостоил его особой церемониальной встречи с китайскими монахами. Каменная стела в честь Со Досина и по сей день украшает двор Храма Шаолинь. Вернувшись в Японию, 12 мая 1980 года Основатель Сёриндзи Кэмпо прекратил свой земной Путь. Сегодня его дочь Со Юки продолжает дело Отца, являясь президентом Всемирной Организации Сёриндзи Кэмпо.
Сёриндзи Кэмпо часто используется в качестве практики полицейских и военных структур, и считается не просто боевым искусством. Это мировоззрение, содружество и способ улучшения мира.
Сёриндзи Кэмпо — самодостаточное боевое искусство
Сёриндзи Кэмпо следует древним традициям Шаолиня. Система объединяет развитие ума и тела через духовную и физическую практику, основанные на учении Будды. Поскольку Сёриндзи Кэмпо включает в себя Дзэн и восточную медицину, его последователи получают три преимущества:
- Поддержание здоровья.
- Духовное развитие.
- Самозащиту.
Способы самозащиты в Сёриндзи Кэмпо включают в себя комбинацию так называемых «мягких» и «жестких» техник, дающих возможность более слабому человеку контролировать более сильного посредством специфических движений, основанных на законах физики. Это также делает Сёриндзи Кэмпо идеальным для женщин, детей и пожилых людей. Практика в Школе состоит из 4-х разделов:
- Го-хо (жесткий метод) — включает в себя удары руками и ногами, блоки, уходы.
- Дзю-хо (мягкий метод) — включает в себя захваты, освобождения, заломы, удержания.
- Сэй-хо (или Дзэн-терапия) — включает в себя методы поддержания здоровья и функциональности, такие как массаж, работа с точками, специальные упражнения.
- Дза-дзэн (сидячая медитация) — включает в себя духовное и ментальное развитие через практику Дзэн-буддизма, направленную на укрепление способности решить конфликт без причинения вреда другим.
Практика Сёриндзи Кэмпо
Техника Сёриндзи Кэмпо делится на 25 категорий. Большая часть из них практикуется через тренировку с партнером, в которой происходит смена атакующих и защищающихся ролей. В рамках тренировки партнер в Сёриндзи Кэмпо не является противником «на ринге» или врагом. Задача практики не заключается в убийстве. Вместо этого партнер — тот человек, который помогает другому развиваться и применять эффективно технику. Во время занятий роли постоянно меняются, чтобы опробовать свои возможности с людьми, отличающимися ростом, весом, силой и другими параметрами.
Эзотерическая часть Сёриндзи Кэмпо также изучает воздействие на болевые точки, причем как с боевой, так и с лечебной направленностью. Восточная медицина включает 708 биологически активных точек на теле человека, из которых 138 в Сёриндзи Кэмпо используются в боевом прикладном применении. Для того, чтобы использовать эти навыки эффективно, необходимо постоянно практиковаться с партнером, которому вы доверяете личное здоровье и даже жизнь.
Стойки и позиции в Сёриндзи Кэмпо имеют важное значение. Термин Дзэн «кякка сёко» означает «Не упускай из виду пространство вокруг своих ног» или «Следи за тем, что делают твои ноги». Существуют и другие трактовки данного понятия. Если практикующий забывает об этом, его разум и тело не могут функционировать как одно целое. Отставая от ритма боя в передвижениях, есть риск допустить критические ошибки, которые повлекут за собой потерю эффективности. Разум и тело должны оставаться холодными, сфокусированными и осведомленными.
Символика Сёриндзи Кэмпо
На востоке последователи Сёриндзи Кэмпо занимаются в «доги» (тренировочная одежда, кимоно) с нагрудным буддийским символом «Мандзи» (левостороння свастика) — дань традициям Храма Шаолинь. «Мандзи» использовался миллионами цивилизаций ещё до возникновения Буддизма. Это символ с глубоким смыслом, и в Азии встречается как графическое изображение в буддийских храмах, на картах и изделиях ремесла.
«Мандзи» отображает устройство Вселенной и возникновение жизни. Он также указывает на теорию противоположностей: небо и земля, день и ночь, добро и зло, мужчина и женщина, огонь и вода.
Каждая противоположность имеет собственные отличительные черты, которые находятся между собой в гармоничных отношениях. Приверженцы Сёриндзи Кэмпо стараются на практике применять эти дополнения. К великому сожалению, Адольф Гитлер выбрал свастику в качестве символа националистической партии, в следствие чего последователи Сёриндзи Кэмпо на западе носят на груди «доги» другой знак — иероглиф «Кен» (кулак), расположенный в центре цветка лотоса.
Примечание редакции: с 2005 года главным символом Сёриндзи Кэмпо является «соэн», отображающий концепцию «мандзи».
Сёриндзи Кэмпо — не спорт, а искусство
«Сёриндзи Кэмпо — не спорт»
В спорте есть правила, но в самозащите — их нет. Практикующий использует всевозможные и необходимые пути устранения опасности. Владеющих потенциально смертельной техникой адептов Сёриндзи Кэмпо учат не применять ее без необходимости и не нападать первыми, чтобы не противоречить учению Буддизма.
Вместо спортивного идеала — стремления достигнуть поражения оппонента и установления мировых рекордов — Сёриндзи Кэмпо подчеркивает важность преодоления своих слабостей и развитие себя путем объединения ума и тела. Сёриндзи Кэмпо не создавалось для сражений. Оно учит практикующих постоянно тренировать и подтверждать свои физические, ментальные и духовные способности, которые должны формировать позитивную личность, приносить пользу обществу и способную позаботиться о себе.
Благодаря такому подходу, результат практики Сёриндзи Кэмпо заключается не в подсчетах оценок и наградах, вследствие победы или не победы. Вместо этого тренировка заключается в самоутверждении и самореализации практикующего. Несмотря на наличие рангов в Школе, они не используются для создания некой иерархии в группе. Однако наличие ступеней помогает определить цели и пути их достижения. Также примечательно, что перед прохождением технического теста на ранг в Сёриндзи Кэмпо, необходимо пройти письменный теоретический экзамен, который включает в себя такие пункты как:
- техника,
- философия,
- история,
- мотивы изучения Сёриндзи Кэмпо,
- описание настоящего состояния сознания практикующего.
Философия Сёриндзи Кэмпо
Одна из важных концепций в философии Сёриндзи Кэмпо — это единство тела и духа, как одинаково важных и взаимодополняющих компонента. На занятиях присутствует как физическая, так и духовная практика. Присутствует тренировка «Дза-дзэн» и медитация «Чинкон-гё». Основополагающий принцип философии Сёриндзи Кэмпо — это обретение себя, чтобы стать полезным обществу. Регулирование дыхания, ментальная тренировка, развитие физических и духовных составляющих являются приоритетными и стоят выше других целей в Сёриндзи Кэмпо.
Безграничная сила и бесконечная любовь
Такой слоган часто используют приверженцы этой Школы.
Философия Сёриндзи Кэмпо учит, что:
Любовь без силы — бессилие, а сила без любви — насилие
Другой принцип:
Движение в спокойствии, спокойствие в движении
Через медитацию и физическую практику Сёриндзи Кэмпо стремится к обретению гармонии между:
- любовью и силой,
- умом и телом,
- властью и состраданием,
- собой и окружающими,
- активностью и спокойствием.
В конечном итоге Сёриндзи Кэмпо становится способом жизни, формулой личного счастья и путем реализации человеческих возможностей.
© Автор: Блю Джонсон «Сёриндзи Кэмпо — Убойный Кузен Шаолиньского Кунг-фу»
© Перевод: Валерий Карибьян — руководитель Школы Сёриндзи Кэмпо в Москве, двухкратный чемпион Европы