Что такое самостановление?

Обычно, я не очень люблю лекции, в которых просто даётся некоторая информация для усваивания. Мне всегда больше нравились лекции, которые заставляют думать, которые пробуждают сознание. После таких лекций, вопросов становится больше, чем было до них, но это уже вопросы другого уровня, а поиски ответов на такие вопросы зачастую приводят к интересным открытиям.

Каждый из присутствующих, наверняка, слышал термин Дзико какурицу — самостановление. Этот термин широко используется в Сёриндзи Кэмпо. Но что он означает? Я хотел бы с вами сегодня в этом попробовать разобраться более детально.
Такое странное слово… Конечно же, мы изучаем боевые приёмы, становимся сильнее, выносливее, у нас появляется энергия и смелость. Так и есть. Всё это является элементами самостановления. И то, что касается нашего тела и техники — мы в эти дни много делаем для этого. Имея смелость, мы готовы к переменам.

Но что нужно менять, а что нет?

Если себя спросить, что нам нужно для нормального взаимодействия с окружающими людьми? Ведь мы не общаемся со своими любимыми посредством гяку готэ или кинтэки гэри… Мы выражаем свою любовь или дружбу по другому — через чувства, эмоции.

Принцип «Гё»

Сёриндзи Кэмпо рассматривается как Гё. Изменение себя. Это трудно и на самом деле не все готовы к изменениям. Перемены во внешнем мире выглядят устрашающе, а перемены в себе — вообще кошмар. К ним готовы только самые смелые. И здесь есть вопросы: «Что менять? Куда двигаться?»
Наш жизненный Путь можно представить в виде толстого каната, состоящего из огромного количества нитей. Все эти нити — это наши устремления, мысли, впечатления, надежды, печали, разочарования, забота о близких, о машине, чтение, друзья, медитация (если такая вообще есть в канате, Сёриндзи Кэмпо и т. д. Какие-то из этих нитей более толстые, крепкие, яркие, являющиеся основой каната, а какие-то — совсем незаметные, тонкие и слабые.

Но куда тянется этот канат? У него есть направление?

Я думаю, есть. Ведь если задуматься, непременно прийти к выводу, что все живые существа объединяет одно — стремление к счастью. Люди, животные, рыбы, птицы, насекомые — инстинктивно поступают так, чтобы достичь счастья или хотя бы кратковременного удовлетворения.

Никто не хочет страдать

На самом деле ведь никто не хочет страдать? Наверняка каждый хочет быть здоровым, удачливым, иметь приятное окружение, иметь возможность себя реализовать, ощущать собственную безопасность и безопасность своих близких, иметь благополучие, достаток и успех. Можно ещё продолжить этот список, и у каждого, скорее всего, он будет свой.
Но вопрос в другом…

Определив для себя лично «что такое счастье», всё ли мы делаем для того, чтобы к нему приблизиться? В том ли направлении мы движемся вообще и достаточно ли прикладываем усилий, чтобы достичь его и стать счастливым? Аналогично, когда мы говорим «хочу быть здоровым». Всё ли мы делаем для того, чтобы быть здоровым?

Это сложный вопрос к самому себе, к своему внутреннему состоянию, к Дзико какурицу.

Примером такого счастливого, удовлетворённого и самодостаточного самосознания могут быть наши учителя, которых, наверняка, каждый из вас встречал, — Араи, Кавашима, Ямасаки, Фудзии и многие другие. Все они открытые и улыбчивые люди, лёгкие в общении, всегда устремлённые к достижению любой цели без препятствий.

Когда нам было по 6-7 лет нас отдали учиться в школу. Тогда у нас не было особого выбора, ведь школа — это часть современной общественной системы. Однако когда многие из нас поступали в университет, то, наверняка, это был более или менее осознанный выбор. Когда человек поступает в консерваторию, то он определённо хочет быть музыкантом, а не художником или архитектором. И если человек изучает юриспруденцию, то вероятнее всего он хочет связать свою дальнейшую жизнь с правом, а не с медициной. Другими словами, мы заранее себя видели кем-то в будущем, хотя бы в каких-то общих очертаниях, и стремились к этой цели.

Сейчас все мы занимаемся Сёриндзи Кэмпо. Для чего?

Кем вы себя видите в будущем, через 5 лет… через 20? Какова ваша подлинная цель занятий? У Кайсо была прекрасная лекция, которая называлась «Старайтесь думать на 10 лет вперёд».

Что даёт Сёриндзи Кэмпо тебе?

Многие из нас могут ответить, что именно Сёриндзи Кэмпо (при правильном подходе) даёт энергию, смелость и ясный ум для того, чтобы мы могли определить, что нам действительно в жизни нужно, пути достижения и силы для этого.
Но это ещё не всё… Есть хорошая новость…

Сёриндзи Кэмпо даёт некоторые ориентиры, предлагает направления для наших будущих духовных поисков.

Речь идёт о Дзико какурицу (самостановление) и Дзита кёраку (счастье для себя и других) — и это в Сёриндзи Кэмпо — центральные ориентиры.

Для того, чтобы лучше понять суть Дзико какурицу обратимся снова к образу каната. Представьте, что каждая нитка окрашена в свой цвет: любовь — в красный, семья — в зелёный, друзья — синий, работа — чёрный и т. д. Сёриндзи Кэмпо тоже имеет свой цвет. В целом канат может казаться мрачным, тёмным или наоборот — праздничным и весёлым. Сегодня у него один оттенок преобладает, а завтра может другой…

Всё меняется…

К примеру ваш орнамент, или мандала, в последние дни была окрашена в цвета Гассюку в Кракове. Каждый из вас спланировал свои дела, работу, финансы, встречи… Всё это для того, чтобы сюда приехать. Вы много думали об этом событии и прямо сейчас ваши мысли тоже погружены в теорию Сёриндзи Кэмпо.

Во всяком случае, я очень на это надеюсь…

Другими словами ваше сознание изменило цвет каната. Цвет Гассюку стал, если и не единственным, то определённо ярким, доминирующим и приоритетным сейчас.

Какова твоя мандала в повседневной жизни?

Однако какова ваша мандала в повседневной жизни? Что преобладает в ваших мыслях в течение дня? Подумайте над этим и вы сможете яснее понять где находится сфера ваших жизненных интересов, и соответственно, станет хоть отчасти понятнее в какую сторону вы движетесь в глобальном смысле. В направлении счастья или от него. И тогда станет понятно «что менять» и появится возможность что-то предпринимать и менять в себе, в своей жизни. Это трудно, но воля и дух, которые развивает Сёриндзи Кэмпо, поможет это свершить.

Конечно же, может так случиться, что вы увидите в себе совсем не то, что ожидали. На данном этапе чрезвычайно важна искренность по отношению к самому себе. Надо честно признать — да, я такой. И важно понять КАКОЙ…
То, что мы увидим — ни хорошо, ни плохо. Так есть. Это данность на сегодняшний день. Это и есть наша мандала, наш личный духовный орнамент.

Человек обладает чрезвычайно важным компонентом. В отличие от остального животного мира у человека есть сознание. Мы можем осознавать себя, свои желания, мысли, тело, эмоции…

Дзико какурицу (самостановление) следует начинать со знакомства с самим собой. Своими реакциями на внешний мир, своими увлечениями, эмоциями, своими сильными и слабыми сторонами, своими страхами и т. д. Иначе говоря, необходимо увидеть свою мандалу, подлинного себя. Шаг за шагом, вычищая различного рода негативные составляющие, которые отравляют нам жизнь, портят настроение и т. д. и зарождая и усиливая позитивные, — мы начнём свой Путь к счастью.

Это можно назвать 4 Совершенными Усилиями:

  • предупреждение возникновения негативных состояний ума;
  • устранение уже возникших негативных состояний ума;
  • развитие позитивных состояний ума;
  • сохранение позитивных состояний ума.

Всё это неизменно ведёт к счастливой и гармоничной жизни, к ощущению глубокой целостности себя. На мой взгляд, это является основой Дзико какурицу. Иначе о чём ещё можно говорить?

Счастье и удовлетворённость

Счастье и удовлетворённость — это общая базовая потребность для всех живых существ на Земле. И если задуматься, то можно увидеть удивительную вещь в простом — в Гассё рэй Кайсо заложил этот великий принцип — делиться самым важным, самым драгоценным, самым желанным, что есть — счастьем. Пожелание счастья человеку при встрече, пожелание — при прощании… В начале парной тренировки и по её окончании… Это ведь особое состояние духа, нашего сознания — состояние щедрости и заботы!

Дзико какурицу напрямую связано с одним из столпов Сёриндзи Кэмпо — Кэн Дзэн ичинё — одновременным развитием как тела, так и нашего сознания.

И вот здесь очень важно помнить одну вещь…

У человека с развитым, тренированным сознанием, обладающим осознанностью и ясностью понимания, появляется ВЫБОР! Выбор — это то, что отличает зрелого человека от незрелого. В отличии от обычной рефлексии, человек, имеющий выбор, понимает что ему нужно (как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе), а что несёт вред, что отдаляет его от счастья.

Например: гнев, жадность, ревность, зависть, апатия, лень, беспокойства, страхи, сомнения, неуверенность и т. д. Всё это отравляет жизнь, разрушает взаимоотношения, негативно влияет на наше будущее… Ведь наверняка, все согласятся, что всё вышеперечисленное не является предпосылками для обретения подлинного счастья? Всё это ведёт в обратном направлении. Но понимая это где-то на поверхностном уровне, человек всё равно продолжает это делать. Это и есть рефлексия.

Отсутствие выбора! Либо отсутствие воли, энергии.

При рефлексии орнамент каната не меняется. Он может оставаться неизменным годами, а иногда и в течении всей жизни. При таком положении вещей здесь нет даже и намёка на Дзико какурицу… Но тогда и не следует сокрушаться о счастье.

Ясный и осознанный ум

Человек с ясным и осознанным умом творит свою жизнь в полном смысле этого слова. Он художник и архитектор своего сознания, а значит и своего будущего. В каждое мгновение орнамент каната может меняться, всё больше и больше насыщаясь счастливыми составляющими. Путь появляется вместе с идущим! Сёриндзи Кэмпо даёт возможность яснее взглянуть на многие вещи… Сёриндзи Кэмпо наполняет наши тела энергией, волей и решимостью для реализации наших целей.

Энергия — это фундамент для воли, для новых действий, которых не было раньше в вашей жизни! Но энергию необходимо направлять, задавать ей вектор. А это уже функция нашего сознания. И чем оно более ясное и пробуждённое, тем более совершенное будет управление нашей энергией, нашей жизнью…

В Сёриндзи Кэмпо есть ещё один столп: Фусацу Кацудзин — «Не убивай, а пробуждай человека». «Пробуждай…»

Не мешало бы для начала и самому пробудиться… И здесь мы вновь видим прямую связь этого столпа с Дзико какурицу

Пробуждаясь сам, я смогу начинать глубже понимать потребности в счастье других людей. На основе этих знаний, энергии, мудрости, сострадания, духовных реализаций, друзей, горячего желания нести счастье — то есть самое драгоценное, что у нас есть, — я приду к подлинной реализации Дзита кёраку — счастье для себя и других, во всей его красоте и многогранности.
Но это уже совсем другая история…

Стенограмма лекции. Краков, апрель 2016
Дмитрий Хованский — руководитель Украинской Федерации Сёриндзи Кэмпо


Поделиться:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.